Школа Александра Репьева

Реклама
Маркетинг
Брэндинг

 

На главную страницу | О школе А. РепьеваКонсультирование
Дистанционные курсы | Книги | Рецензии | Статьи

alex@repiev.ru 
(499) 194-52-21


 

 


 

Акио Морита «Sony. Сделано в Японии», – М.: «Альпина Бизнес Букс», 2006 – 290 стр. – Рецензия

5 баллов

 

 

Приобрести в Интернет-магазине «ОЗОН»

 

Sony. Сделано в Японии

 

 

ПЕРВЫЙ РАЗ я прочитал эту книгу много лет тому назад. Она впечатлила меня россыпью маркетинговых и прочих мудростей. Ее поля были испещрены моими пометками.

Эта книга будет очень интересна экономисту, японоведу, менеджеру, производственнику, педагогу, специалисту по HR. Но мне, по понятным причинам, хотелось бы, прежде всего, подчеркнуть ее исключительную ценность для практического маркетолога. Много поучительного и неожиданного в книге найдет и маркетинговый исследователь.

Акио Морита – «мистер Sony», как его называли – принадлежит к тем редким лидерам, которые от природы наделены потрясающим маркетинговым мышлением, смелостью и прозорливостью. Его можно причислить к небольшой когорте выдающихся творческих маркетологов-практиков, таких как Цино Давидофф, Ли Якокка (Chrysler), Дэвид Кернс (Xerox), Джон Скалли (Apple), Билл Гейтс. Кстати, читать бизнес-мемуары этих самородков полезнее, чем толстенные талмуды, сочиненные обитателями «башни из слоновой кости». Людей, подобных Акио Морита, можно считать национальным достоянием.

Физик по образованию и морской офицер во время войны, Морита не имел формального маркетингового образования. Ему, разумеется, приходилось встречаться с дипломированными маркетологами; но эти встречи, похоже, его не впечатлили. И не только потому, что многие прогнозы «ученых» маркетологов относительно судьбы создаваемых им революционных продуктов обычно проваливались.

Творческий послужной список Акио Морита впечатляет: в 1955-79 г.г. Sony предложила 12 очень успешных революционных технологий, от транзисторных приемников в 1955 г. до плейера Walkman в 1979 г. Плейер, который согласно некоторым данным оказался наиболее успешным товаром широкого потребления в 1980-х годах, был встречен со скептицизмом на стадии испытаний опытных образцов: Какой здравомыслящий человек захочет таскаться с магнитофоном?

До 1979 г. ключевые решения относительно разработок и запусков новых продуктов на рынок принимались небольшой группой менеджеров во главе с Акио Морита. Их идея была простой:

«Внимательно наблюдайте за тем, как люди живут, извлекайте из наблюдений интуитивное ощущение того, что они могут пожелать и делайте это. Не занимайтесь исследованиями рынка!»

Морита пишет: «Наша стратегия состоит в том, чтобы вести за собой потребителей, создавая новые продукты, а не спрашивать их, какие товары им хотелось бы иметь. Потребители не знают, какие возможности существуют, мы же это знаем. Поэтому вместо того, чтобы производить многочисленные исследования рынка, мы концентрировали свои творческие способности на создании того или иного продукта и его применении, старались создать для него рынок, рекламируя его потребителям и поддерживая с ними контакт. Порой идея создания нового продукта приходила мне в голову сама собой».

Негативное отношение Морита к маркетинговым исследованиям при разработке новых продуктов было основано не только на печальном опыте, но и на элементарной логике. На Sony времен Морита говорили: «Как вы можете проводить исследования рынка, если рынка еще не существует?»

После ухода Морита в 1979 г. фирма продолжала выпускать хорошие товары, но революционные технологические прорывы прекратились. Дело в том, что пришли обладатели «крутых» дипломов, которые стали проводить исследования и пытаться основывать на них стратегические решения. Творчества стало меньше.

Но это было уже потом.

Маркетингу Морита учила жизнь. Фирма выпустила революционный продукт – ленточный магнитофон, но… фирма забыла подготовить для него рынки и магнитофоны никто не покупал. Морита блестяще создает эти рынки с нуля, демонстрируя маркетинговое воображение и логику. Урок пошел на пользу. Не менее поучительна история последнего революционного продукта – Walkman.

Акио Морита был «болен» Клиентоманией. Так, осваивая американский рынок, он вживался в американского клиента: «Я каждый день ездил в контору на автобусе вместе с ньюйоркцами, прислушиваясь к их разговорам, наблюдая за их привычками, словно я был социологом. Я также занимался продажей наших товаров, посещал клиентов».

В книге Морита очень много говорится о творчестве в бизнесе. Здесь вы найдете много ценнейших советов о воспитании творческих способностей сотрудников и создании творческой атмосферы в компании.

России, с ее потрясающим научно-техническим потенциалом и неумением зарабатывать на научных идеях, полезно прислушаться к таким словам Морита: «Наша, быть может, чисто японская реакция, когда мы узнаем о каких-то новых изобретениях или сталкиваемся с новым явлением, неизменна: «Как я могу это использовать? Что я могу с этим сделать? Как это можно использовать для производства полезного продукта?»

Российским «генералам» бизнеса стоит поучиться у Морита умению создавать идеальную атмосферу для принятия решений на фирме: «Я убежден, что одна из причин быстрого роста нашей компании в тот период заключалась в том, что у нас была создана атмосфера свободы дискуссий».

И

«Компания ничего не достигнет, если взвалит всю умственную работу на руководство. В компании каждый должен вносить свой посильный вклад, и вклад работников нижнего звена не должен ограничиваться только физическим трудом. Мы настаиваем на том, чтобы все наши работники вкладывали свой ум. Сегодня мы получаем в среднем от каждого из наших работников восемь предложений за год, и большинство из них – это предложения о том, как облегчить их собственную работу, как сделать ее более надежной, а тот или иной процесс – более эффективным».

«Генералам» также полезно будет прочитать, как сделать маркетинговое мышление достоянием всей компании: «У нас в Sony ученые время от времени принимают участие в сбыте, потому что мы не хотим, чтобы наши ученые жили в башне из слоновой кости. Я всегда считал, что они должны знать, что мы работаем в отрасли с очень жестокой конкуренцией, и должны иметь некоторый опыт борьбы на переднем крае в нашем бизнесе».

Морита был даже талантливым «названистом». За придуманные им имена Sony и Walkman он получил Почетный сертификат за развитие английского языка от Королевского общества искусств Великобритании. Нашим создателям непроходимых названий и логотипов не мешало бы прислушаться к словам японского мудреца: «Лучший способ облегчить название – это сделать его как можно более удобочитаемым и простым».

В книге много внимания уделено маркетинговой изобретательности, необходимости побеждать в условиях, когда уже через несколько месяцев конкуренты копируют твой продукт, и умению работать в условиях постоянных перемен. Морита говорит и о Советском Союзе. Очень интересны его сравнения японского бизнеса с американским.

Здесь я, пожалуй, прервусь, чтобы не пересказывать содержания книги и не лишать читателей удовольствия от ее прочтения.

Читайте и учитесь!

(маркетинг и реклама)

Дистанционный 3-месячный


Александр Павлович Репьев

 

Приобрести в Интернет-магазине «ОЗОН»

 
























Учить
не мыслям,
а мыслить!

Иммануил
Кант

 

 

На главную страницу | О школе А. РепьеваКонсультирование
Дистанционные курсы | Книги | Рецензии | Статьи

alex@repiev.ru 
(499) 194-52-21